Академия Печати : Метамеризм.
Выставка Наталии Резвовой

Метамеризм.

Метамеризм

Метамеризм - явление, при котором два различных по спектру цветовых образца имеют один и тот же цвет при определенном источнике света.

Индекс метамеризма - численная оценка цветового различия этих двух образцов, при изменении источника света.

Также, индексом метамеризма является численная оценка изменения цвета образца, при изменении источника света.

У производителей струйных принтеров метамеризмом ошибочно принято называть, то, что в действительности являеся индексом метамеризма, то есть изменение цвета отпечатка при изменении источника освещения.

В данной статье за метамеризм примем определение производителей принтеров.

Важный аспект, влияющий на точность цветопередачи – это метамеризм.
Цветовосприятие отпечатков при разных условиях освещения может быть разным. Почему так происходит? Дело в том, что, рассматривая фотографию, мы видим не то, как краска лежит на бумаге, а то, как падающий свет отражается от красителя. Краситель на бумаге может отражать определенные длины световых волн, а другие задерживать. Например, сине-фиолетовый цвет отражает короткие световые волны (сине-фиолетовой части спектра), а остальные поглощает. То есть мы видим, как светится на бумаге сине-фиолетовый цвет. Но, к примеру, в лампах накаливания очень слабое излучение в зоне коротких волн, и освещать сине-фиолетовый цвет нам просто нечем. Поэтому данный цвет мы можем увидеть практически черным.

Рассмотрим пример: Напечатана одна и та же фотография.

Так мы увидим эту фотографию при дневном свете

Так мы увидим эту фотографию при дневном свете.

Так мы увидим эту фотографию при люминесцентном свете.

Так мы увидим эту фотографию при люминесцентном свете.

Природа метамеризма

Давайте проанализируем, почему так происходит. Вот графики спектра дневного света (слева) и света люминесцентной лампы (справа).

На этих графиках мы наглядно видим, с какой интенсивностью, какой цвет подсвечивается источником света. Рассмотрим небо на этой фотографии. Оно имеет сине-голубой цвет. Если при дневном свете интенсивность синего и голубого излучения одинакова, то в люминесцентном свете сине-фиолетовое излучение в два раза выше голубого. Естественно, небо мы видим значительно более синим, нежели голубым.

Заметим, что у разных красителей разный метамеризм. Допустим, есть два отпечатка, которые выглядят абсолютно одинаково при дневном свете. Так вот. Если они отпечатаны разными чернилами, то при другом свете, выглядеть они будут по-разному. Скорее всего на одном из них, при изменении источника освещения, цвета изменятся меньше, чем на другом. То есть эти чернила обладают меньшим метамеризмом.

Вот пример спектрального коэффициента отражения, голубых красителей, одного цвета, для разных принтеров.

спектральный коэффициент отражения, голубых красителей, разных принтеров

Если мы будем рассматривать этот голубой цвет при очень теплом свете (интенсивное излучение красного спектра), то голубой справа – покраснеет, а слева – нет (не чему там отражать красный спектр). То есть метамеризм этих красителей разный.

Обратим внимание, что метамеризм нейтральных красителей (черный, серый..) всегда меньше метамеризма цветных красителей. Это происходит потому, что идеальный нейтральный краситель одинаково отражает свет во всем диапазоне спектра. То отраженный спектр от серого цвета, напечатанного нейтральным красителем, будет иметь такой же спектр, только меньшей интенсивности. Естественно, под любым источником света, мы воспримем его, как нейтрально-серый цвет. Поэтому отпечатки, даже напечатанные одними красителями, но с разными установками цветоделения, обладают разным метамеризмом. Это  замечание актуально и для любителей обрабатывать иллюстрации в CMYK, сбивая, тем самым, установки цветоделения.

Практические рекомендации по уменьшению метамеризма.

Теперь, давайте рассмотрим, как на практике уменьшить метамеризм.
У нас есть физическая составляющая – свойства красителя. Необходимо выбирать оборудование, на котором печатаются фотографии, с красителями с минимальным метамеризмом.
У нас есть математическая составляющая – цветоделение. Особенно остро метамеризм ощущается в нейтральных цветах. И если серый формируется из цветных красителей (большинство четырех- и шести-красочных принтеров), то метамеризм таких отпечатков будет значительно выше, чем в случае, если серый формируется из нейтральных красителей.

Итак, подведем итог.
Что мы должны требовать для безупречного качества цветопередачи отпечатков:

  1. Оборудование должно быть стабильно.
  2. Оборудование должно быть правильно откалибровано.
  3. Цветовой охват комбинации принтер-чернила-бумага должен быть максимально-возможным
  4. Метамеризм отпечатков должен быть минимален.

Что остается? А остается, одна очень важная деталь.
Метамеризм, в большей или меньшей степени, есть всегда. И, если выставочное освещение отличается от идеального, а так бывает абсолютно всегда, то зритель увидит не совсем то, что задумал фотограф.
Что я в этом случае предлагаю своим клиентам.
Перед печатью фотовыставки, измеряется спектр выставочного освещения. После этого, производится математический расчет, на основании которого строится профайл принтера под выбранную бумагу. При печати с этим профайлом, мы получим отпечатки, которые именно в выставочном помещении будут выглядеть, именно так, как задумывал фотограф.
А, в связи с тем, что отпечатки, выполненные на нашем оборудовании, имеют достаточно низкий метамеризм, эти работы и при других условиях освещения будут выглядеть достаточно близкими по цвету.

Александр Резвов.