Академия Печати : Ваша фотовыставка. Гарантированно-правильная цветопередача.
Выставка Наталии Резвовой
Ваша фотовыставка

Ваша фотовыставка.
Гарантированно-правильная цветопередача.

Статья опубликована в журнале "Цифровик" №10 2007

В этой статье мы хотим поговорить о том, как сделать так, чтобы подготовленная Вами фотовыставка была исполнена максимально удачно, чтобы автор смог показать, а зрители увидели все цветовые нюансы, задуманные автором. То есть, говорить мы будем, о максимально-возможной правильной цветопередаче в условиях выставочного помещения.

Будем считать, что фотовыставку мы печатаем на хорошо откалиброванном, стабильном по цвету оборудовании. Но даже в этом случае, есть два аспекта, влияющие на цветопередачу наиболее выраженным образом: Цветовой охват и метамеризм.

Цветовой охват.

Дело в том, что не все цвета, которые видит человек, может напечатать принтер. Более того, печать на различных носителях дает разный цветовой охват. Например, на одних бумагах можно напечатать цвет спелого граната, на других - никак. Даже если мы имеем правильно построенный ICC-профайл, цвет спелого граната, который не может быть напечатан, заменится одним из ближайших, которые принтер может воспроизвести. Как правило,  это грязно-серо-коричневый цвет.
То есть преобразование в цветовое пространство, с более узким цветовым охватом, не может произойти без потерь. Цвета вне цветового охвата могут быть заменены ближайшими, которые можно воспроизвести, что неизбежно приведет к потере деталей в области невоспроизводимых цветов, что для фотографии, как правило, недопустимо. Либо цветовое пространство фотографии может быть сжато в пространство принтера. Детали в области невоспроизводимых цветов сохранятся, но потеряется точность цветопередачи и общая насыщенность изображения.

печать с широким цветовым охватом

Печать с широким цветовым охватом.

печать с узким цветовым охватом

Печать с узким цветовым охватом.

На этой иллюстрации, хорошо видно, куда ушли цвета в темно-красных областях. Естественно,  в серые.

Для максимальной точности цветопередачи нам необходим максимально-возможный цветовой охват. Давайте рассмотрим, от чего может зависеть цветовой охват. Наибольшее влияние на цветовой охват оказывают используемые красители, носители и технология печати. В данной статье мы рассматриваем струйную печать, соответственно мы имеем дело с чернилами и бумагой. Красители или пигменты в чернилах могут быть более или менее насыщенными. Концентрация их может быть различной.  В зависимости от этого цветовой охват может быть либо больше, либо меньше. Чернила по-разному ложатся на различные виды бумаги. На некоторых бумагах чернила протекают глубже и, соответственно, выглядят “тусклее”, чем на бумагах, где чернила закрепляются в поверхностном слое. Некоторые бумаги “принимают” меньше чернил, и цветовой охват на них меньше.
То есть при выборе материала для печати фотографий необходимо рассматривать не только внешние качества материала, но и его цветовой охват. Ведь от этого напрямую зависит точность цветопередачи.
По моему опыту, наибольший цветовой охват достигается на принтере Epson Surecolor p20000 с чернилами Ultrachrome PRO, в сочетании с фотобумагами Epson, Hahnemuehle или некоторыми фотобумагами-металликами немецких производителей.

Метамеризм.

Метамеризм - явление, при котором два различных по спектру цветовых образца имеют один и тот же цвет при определенном источнике света.

Индекс метамеризма - численная оценка цветового различия этих двух образцов, при изменении источника света.

Также, индексом метамеризма является численная оценка изменения цвета образца, при изменении источника света.

У производителей струйных принтеров метамеризмом ошибочно принято называть, то, что в действительности являеся индексом метамеризма, то есть изменение цвета отпечатка при изменении источника освещения.

В данной статье за метамеризм примем определение производителей принтеров.

Второй аспект, влияющий на точность цветопередачи – это метамеризм.
Цветовосприятие отпечатков при разных условиях освещения может быть разным. Почему так происходит? Дело в том, что, рассматривая фотографию, мы видим не то, как краска лежит на бумаге, а то, как падающий свет отражается от красителя. Краситель на бумаге может отражать определенные длины световых волн, а другие задерживать. Например, сине-фиолетовый цвет отражает короткие световые волны (сине-фиолетовой части спектра), а остальные поглощает. То есть мы видим, как светится на бумаге сине-фиолетовый цвет. Но, к примеру, в лампах накаливания очень слабое излучение в зоне коротких волн, и освещать сине-фиолетовый цвет нам просто нечем. Поэтому данный цвет мы можем увидеть практически черным.

Рассмотрим пример: Напечатана одна и та же фотография.

Так мы увидим эту фотографию при дневном свете

Так мы увидим эту фотографию при дневном свете.

Так мы увидим эту фотографию при люминесцентном свете.

Так мы увидим эту фотографию при люминесцентном свете.

Природа метамеризма

Давайте проанализируем, почему так происходит. Вот графики спектра дневного света (слева) и света люминесцентной лампы (справа).

сравнение спектра дневного света и света люминесцентной лампы

На этих графиках мы наглядно видим, с какой интенсивностью, какой цвет подсвечивается источником света. Рассмотрим небо на этой фотографии. Оно имеет сине-голубой цвет. Если при дневном свете интенсивность синего и голубого излучения одинакова, то в люминесцентном свете сине-фиолетовое излучение в два раза выше голубого. Естественно, небо мы видим значительно более синим, нежели голубым.

Заметим, что у разных красителей разный метамеризм. Допустим, есть два отпечатка, которые выглядят абсолютно одинаково при дневном свете. Так вот. Если они отпечатаны разными чернилами, то при другом свете, выглядеть они будут по-разному. Скорее всего на одном из них, при изменении источника освещения, цвета изменятся меньше, чем на другом. То есть эти чернила обладают меньшим метамеризмом.

Вот пример спектрального коэффициента отражения, голубых красителей, одного цвета, для разных принтеров.

спектральный коэффициент отражения, голубых красителей, разных принтеров

Если мы будем рассматривать этот голубой цвет при очень теплом свете (интенсивное излучение красного спектра), то голубой справа – покраснеет, а слева – нет (не чему там отражать красный спектр). То есть метамеризм этих красителей разный.

Обратим внимание, что метамеризм нейтральных красителей (черный, серый..) всегда меньше метамеризма цветных красителей. Это происходит потому, что идеальный нейтральный краситель одинаково отражает свет во всем диапазоне спектра. То отраженный спектр от серого цвета, напечатанного нейтральным красителем, будет иметь такой же спектр, только меньшей интенсивности. Естественно, под любым источником света, мы воспримем его, как нейтрально-серый цвет. Поэтому отпечатки, даже напечатанные одними красителями, но с разными установками цветоделения, обладают разным метамеризмом. Это  замечание актуально и для любителей обрабатывать иллюстрации в CMYK, сбивая, тем самым, установки цветоделения.

Практические рекомендации по уменьшению метамеризма.

Теперь, давайте рассмотрим, как на практике уменьшить метамеризм.
У нас есть физическая составляющая – свойства красителя. Необходимо выбирать оборудование, на котором печатаются фотографии, с красителями с минимальным метамеризмом.
У нас есть математическая составляющая – цветоделение. Особенно остро метамеризм ощущается в нейтральных цветах. И если серый формируется из цветных красителей (большинство четырех- и шести-красочных принтеров), то метамеризм таких отпечатков будет значительно выше, чем в случае, если серый формируется из нейтральных красителей.

Итак, подведем итог.
Что мы должны требовать для безупречного качества цветопередачи отпечатков:

  1. Оборудование должно быть стабильно.
  2. Оборудование должно быть правильно откалибровано.
  3. Цветовой охват комбинации принтер-чернила-бумага должен быть максимально-возможным
  4. Метамеризм отпечатков должен быть минимален.

Что остается? А остается, одна очень важная деталь.
Метамеризм, в большей или меньшей степени, есть всегда. И, если выставочное освещение отличается от идеального, а так бывает абсолютно всегда, то зритель увидит не совсем то, что задумал фотограф.
Что я в этом случае предлагаю своим клиентам.
Перед печатью фотовыставки, измеряется спектр выставочного освещения. После этого, производится математический расчет, на основании которого строится профайл принтера под выбранную бумагу. При печати с этим профайлом, мы получим отпечатки, которые именно в выставочном помещении будут выглядеть, именно так, как задумывал фотограф.
А, в связи с тем, что отпечатки, выполненные на нашем оборудовании, имеют достаточно низкий метамеризм, эти работы и при других условиях освещения будут выглядеть достаточно близкими по цвету.

Александр Резвов.